Хиральда
Смешение культур и стилей часто приводит к появлению архитектурных шедевров. Одним из них можно назвать визитную карточку Севильи — знаменитую башню Хиральда, которая поднимается над кафедральным собором города почти на 100-метровую высоту. В переводе с испанского, la giralda означает «флюгер». Названием башня обязана венчающей ее шпиль вращающейся статуе, олицетворяющей Веру.
На обломках цивилизаций
Если обойти здание Хиральды по периметру, кое-где на массивных нижних камнях можно увидеть сильно поврежденные надписи на латыни. Для основания башни использовались блоки, которые некогда были частью древнеримских построек. Но строительством занимались вовсе не римляне.
Правитель здешних земель Абу Юсуф Якуб аль-Мансур поручил своему зодчему, Ахмеду бен Бану, создать для главной мечети Севильи прекрасный минарет. Строительные работы были начаты в 1184 году, а через 14 лет над городом возвышалась 70-метровая роскошная башня, с которой можно было рассмотреть город до самых окраин. Ахмед бен Бан создал прочное мощное основание из каменных блоков, а для того, чтобы постройка казалась легче, на 25-метровой высоте опоясал ее восточным орнаментом.
Во времена мавров никакой статуи не было и в помине: верхнюю часть минарета увенчали четырьмя позолоченными шарами. В рукописях упоминается о том, что отблеск солнца на золотых шарах был виден за день до прибытия в Севилью. У минарета была плоская крыша, которую было удобно использовать для наблюдений за светилами, так что ученые использовали Хиральду в качестве обсерватории.
Прочность постройки не раз подвергалась испытаниям. В 1355 году в Севилье произошло землетрясение, и верхняя часть башни упала. Тем не менее Хиральда оказалась единственной мавританской постройкой, которая сохранилась в городе после 16-месячной осады во время Реконкисты. С завоеванием города связана одна легенда. Мусульмане настолько гордились своим великолепным минаретом, что при сдаче Севильи хотели разрушить башню, чтобы ее никогда не увидели глаза христиан. Однако принц Дон Альфонсо узнал об этих слухах и приказал объявить, что уничтожит всех мусульман Севильи, если с Хиральды упадет хотя бы один камень.
От минарета к колокольне
Когда Фердинандо III завоевал Севилью (1248 год), мечети, в том числе и главная, были перестроены в соборы. Минарет стали использовать в качестве колокольни Севильского собора, но поначалу не стали менять его форму — на это не было времени и средств. Позже мечеть была снесена, а на ее месте выстроен новый собор.
В 1568 году за перестройку башни взялся архитектор из Кордовы Эрман Руис. Он укрепил стены, а затем надстроил над верхней площадкой продолжение в стиле испанского Ренессанса. Верхушка состояла из трехъярусной звонницы, а на самом верху в знак торжества христианской веры была установлена четырехметровая бронзовая скульптура, выполненная талантливым мастером Бартоломео Морелем. Статуя вращалась, подобно флюгеру, и вскоре эту часть Севильского собора стали называть Хиральдой.
Вверху Хиральды установлена звонница, на которой несут службу 25 колоколов. По традиции, каждый имеет собственное имя. Интересно, что над традиционной звонницей находится деревянная конструкция, которую используют вместо колоколов на Страстной неделе.
Лучшая обзорная площадка Севильи
Сегодня башня La Giralda входит в число самых посещаемых мест. Туристы из многих стран мира охотно платят за возможность полюбоваться городом и сделать великолепные фото. Окна расположены на нескольких ярусах, так что всякий раз картина немного меняется. Именно со смотровой площадки Хиральды можно сделать лучшие снимки верхней части собора и панорамы города.
Путешественникам, которые захотят подняться на башню Хиральда, не придется внимательно смотреть под ноги. В отличие от колоколен большинства средневековых храмов Европы, здесь используется не лестница, а пологий пандус. Его ширина достаточно велика не только для туристических групп: по спиральному подъему мог бы легко заехать даже всадник или запряженная лошадью легкая колесница. Экскурсоводы любят рассказывать туристам, что пологий пандус был спроектирован специально для первого муэдзина — человека с прекрасным голосом, но уже достаточно пожилого. Однако гораздо вероятнее другая версия: пологий подъем был нужен самим строителям.
Замена ступеней пандусом значительно ускорила строительство башни, ведь можно было не носить кирпичи, а использовать тележки. А сегодня многие туристы благодарят зодчих за предусмотрительность: почти стометровый подъем удается преодолеть без особых усилий.
Добраться до достопримечательности можно на автобусе Т1 (остановка называется Archivo de Indias) или С5 (остановка Garcia de Vinuesa). Вход находится в соборе, так что придется приобрести билет. Его стоимость – 9 евро.