Палатинская капелла
Встреча разных культур нередко приводит к появлению удивительных архитектурных шедевров. Палатинская капелла – уникальный памятник норманно-арабского стиля, который считается одной из главных достопримечательностей Палермо. Богатый интерьер Cappella Palatina, расположенной в Норманнском дворце, включает невероятно красивые мозаики и уникальный резной фатимидский потолок. В капелле и сегодня ежедневно проходят мессы, а в утренние часы она открыта для туристов.
История Палатинской капеллы
В XII столетии существовала традиция: после благополучного завершения важного дела или осуществления заветной мечты люди, наделенные богатством и властью, строили церкви. Таким образом они выражали благодарность богу за его поддержку. В 1130 году королем Сицилии стал Рожер II, который в тот же год объявил о начале строительства Палатинской капеллы. Король лично руководил мастерами из Византии, которые создавали великолепные мозаики, украсившие купол, триумфальную арку и поперечный неф.
Освящение нового храма состоялось 28 апреля 1140 года. В то время храм представлял собой отдельную постройку. Позже, когда Норманнский дворец стал разрастаться, три стены из четырех оказались скрыты, и сегодня посетители могут увидеть только один фасад, выходящий во внутренний двор Македы.
Богатейшее убранство Палатинской капеллы создавалось постепенно. Отдельные циклы мозаик были выполнены во время правления потомков Рожера II – Вильгельма I Злого и Вильгельма II Доброго. Последние изменения в интерьере были сделаны во время реставрации, в XVIII столетии. Строительством и отделкой занимались латинские, византийские и исламские мастера, поэтому облик Cappella Palatina получился по-настоящему уникальным. Смешение культур подчеркивает и расположенная над входом надпись на трех языках: греческом, латинском и арабском.
Обстановка, достойная королей: интерьер Палатинской капеллы
Храм строился по плану классической трехнефной базилики с тремя апсидами. Размер его невелик: ширина составляет всего 13 метров, а длина – 33 м. Однако каждый сантиметр стен, потолков, купола и пола причудливо декорирован. Пол и нижнюю часть стен украшают инкрустации, выполненные из дорогих камней. Амвон одет в порфир, малахит и золото, а великолепный пасхальный канделябр, подарок архиепископа в честь коронации Вильгельма I, поражает тонкостью работы.
Капелла Норманнского дворца славится своими знаменитыми мозаиками. Купол украшали греческие мастера, создавшие великолепное изображение Христа Пантократора, окруженного архангелами, ангелами и пророками. Различные элементы интерьера храма украшают мозаики, объединенные в тематические циклы, посвященные:
- евангельским сюжетам (Рождество, Крещение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим);
- прославленным святым;
- сценам из Книги Бытия;
- житиям апостолов Петра и Павла.
Искусно выполненные изображения поражают тонкостью работы и обилием деталей. Каждая складка одежды, волосок, выражение лица прописаны с высочайшим мастерством. Интересно, что наряду с традиционными каноническими изображениями на стенах можно встретить забавные миниатюры, посвященные бытовой жизни.
Одной из главных достопримечательностей Палатинской капеллы в Палермо является великолепный резной потолок, чем-то напоминающий свод Кордуанской мечети. Ячейки-кессоны (мукарны) расписаны уникальными изображениями и надписями. Отделкой потолка занимались мусульманские мастера, однако они не слишком строго придерживались традиций: наряду с птицами, орнаментами и необыкновенными животными они изобразили и человеческие фигуры.
Украшением свода являются и восьмиугольные звезды – ячейки правильной формы, внутри которых мастера поместили затейливый узор, а по периметру – надписи на арабском языке. Так что Палатинская капелла выглядит как причудливая смесь различных культур. Впрочем, в те времена это было достаточно распространено: в Сицилии есть еще один храм с подобным потолком – собор в Монреале.
Крипта Палатинской капеллы
По обе стороны от алтаря можно заметить два входа, ведущие в крипту. Некогда это помещение было личной молельней основателя храма. Позже оно превратилось в погребальную камеру (здесь покоится Вильгельм I Злой, а также испанский король Сицилии Эммануил Филибер Савойский).
Крипта капеллы Норманнского дворца хранит некоторые святыни, например, деревянный крест, перенесенный в ее стены из Палаццо Кьярамонти, а также уникальную византийскую фреску Богородицы с Младенцем, созданную в XII веке. Большую часть ее сокровищ можно назвать музейными экспонатами: они относятся к истории создания и существования Палатинской капеллы.
Стоит упомянуть два интересных факта. Первый: Ги де Мопассан был настолько восхищен капеллой сицилийских королей, что подробно описал ее в «Бродячей жизни». Второй факт наверняка оценят любители шахмат: в храме находится самое древнее в Европе живописное изображение этой игры.