Палаццо Ручеллаи
ЗАКАЗ ТРАНСФЕРОВ И ЭКСКУРСИЙ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Где находится

Via della Vigna Nuova, 18
50123 Firenze, Италия

Если вы не хотите выбирать города из списка, воспользуйтесь удобным поиском экскурсий

Палаццо Ручеллаи

В 1450 году флорентийский горизонт украшал купол Брунеллески. Его известность была доминирующей, хотя Леон Баттиста Альберти несколькими годами ранее спроектировал Палаццо Ручеллаи, который был одним из первых образцов светской архитектуры эпохи Возрождения. Архитектор применил абсолютно новый стиль в возведении частных домов. Палаццо Ручеллаи достаточно сильно отличался от построек средневекового стиля, который был на то время основным в архитектуре. Это здание можно считать квинтэссенцией Ренессанса.

История происхождения

Palazzo Rucellai был спроектирован и возведен в течение пяти лет (с 1446-1451 гг.). В тот период это были очень короткие сроки. Обычно на постройки зданий такой сложности уходили десятки лет, а завершалось строительство уже после смерти архитектора, поэтому часто первоначальная стилистическая целостность нарушалась. Выполнялось строительство дворца для состоятельной семьи мецената Ручеллаи. Возводить постройку Альберти помогал скульптор Бернардо Росселлино.

Архитектурные особенности и уникальность дворца

Фасад у большинства традиционных флорентийских палаццо делится на три яруса. Но Альберти удалось разделить их, используя горизонтальные антаблементы, которые проходят по лицевой стороне здания. Первый ярус выстроен из рустованного камня и больших блоков, а окна на этом этаже больше напоминают форточки. Это создает впечатление массивности и монументальности здания. Каждый ярус уменьшается по высоте: от самого большого до самого маленького. Для оформления каждого уровня зодчий использовал разнообразные пилястры, чтобы визуально поддерживать антамблент.

Ярусы выше застраивались более мелкими камнями, чтобы придать постройке внешнее ощущение легкости, которая усиливается округленными арками окон, подобными древнеримской архитектуре. Вокруг здание окружают скамейки, обеспечивающие отдых местных жителей и посетителей города.

На самом деле дворец Ручеллаи имел четыре этажа:

  • первый – деловой кабинет, где семья занималась ведением бизнеса;
  • второй – парадный, был предназначен для приема гостей;
  • третий служил для размещения личных комнат, спален каждого члена семьи;
  • четвертый – тайный этаж, его не было видно со стороны улицы. Он предназначался для проживания прислуги.

В дополнение к фасаду архитектор разработал смежную лоджию для отдыха и празднества. Бытует мнение, что она была построена специально для роскошной свадьбы, где семья Ручеллаи воссоединилась с олигархическим родом Медичи. Лоджия повторяет мотив пилястр, расположенных на верхних этажах палаццо, создавая стилистическую целостность особняка.

Влияние древнего Рима и загадки, окутавшие дворец

Во многом это здание похоже на Колизей, который архитектор видел во время своего путешествия в Рим (1430 г.). Великий римский амфитеатр также был разделен на ярусы. Однако колонны Колизея являются структурной поддержкой постройки, а Альберти использовал их в качестве декоративных целей.

Также Палаццо Ручеллаи напоминает построенный несколькими годами ранее архитектором Микелоццо дворец Медичи. Он так же разделен на три горизонтальные плоскости, которые теряют свою массивность с каждым ярусом. Но есть тонкие различия в постройках зодчих, которые не дают сказать, что идеи были скопированы. Дворец Медичи концептуально не доставал до уровня гуманизма и испытывал недостатки в геометрической пропорции, изяществе и последовательности, которые воплотились в Палаццо Ручеллаи. А самое основное различие, конечно, в акценте Альберти на древнем Риме, родине папства. Творец хоть и не был священнослужителем, но утверждал, что произошел от тамплиеров.

Palazzo Rucellai очень повлиял на дизайн домов многих клириков того времени. Например, на знаменитый Палаццо Пикколомини, который был построен для папы Пия II в Пиенце по эскизам Бернарда Росселлино.

Есть мнение, что Леон Альберти не проектировал постройку дворца Ручеллаи, ведь документально это никак не подтверждено, а внутренний дворик довольно сильно напоминает Госпиталь невинных (Ospedale degli Innocenti), архитектором которого был Брунеллески. Единственное, что свидетельствует об отношении Альберти к проекту этого здания, – жизнеописание Джорджо Вазари, где утверждается, что зодчий был куратором строительства.

Если вам предстоит экскурсия по солнечной Флоренции, не обходите стороной это архитектурное достояние эпохи. Расположен Палаццо Ручеллаи по адресу: ул. Виа делла Винья Нуова, 18.

До него несложно добраться как своим ходом, так и машиной. Туристы, которые спешат увидеть как можно больше достопримечательностей, экономят время, пользуясь трансферами, такси или арендой велосипедов. Недалеко от дворца находится галерея современного дизайна Антонелла Вилланова (Antonella Villanova), которая также расположена в историческом палаццо.